Методика и методология
(элементы методики Базарного В.Ф.)
Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Всё это есть и в моем классе. Я заметила, что дети работают 20 минут, а остальное время отдыхают, выполняют задания лишь бы как-нибудь, ждут звонка, задают вопросы типа: "скоро звонок?". Даже игровая ситуация мало что изменит. Один просто ложится на парту, другой вертится, отвлекается, кто то достает свои игрушки: пистолеты, машинки и т.д. На переменах дети устраивают "гонки", "кучу-малу" и т.д., потому что нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, им нужно много двигаться, это их особенность. Я обратила внимание на то, что в первом классе мы заняли первое место в спортивных соревнованиях среди начальных классов. Значит физическое совершенство надо развивать.
Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я как один из путей достижения своей цели выбираю элементы методики Базарного В. Ф. Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей. На данном этапе я беру лишь элементы из методики данного ученого.
Итак, используемая мною технология предусматривает:
обучение учащихся в режиме динамических поз (конторки);
методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам);
зрительно-координатный тренажер (на потолке);
классическая музыка при самостоятельном чтении и письменных работах;
коврики для массажа стоп;
экологическое панно заменяет на стене сюжет из сказки "теремок". Детям очень нравится этот сюжет. Время от времени мы к нему поворачиваемся и отвечаем на вопросы "какой он?" и выполняем другие задания;
физминутки, упражнения для предупреждения различных заболеваний.
Данная методика содержит еще много пунктов, я включаю их в задачи на будущее...